Начало
  Предыдущая часть

Невежество относительно роли капитала в производстве.

  Как уже утверждалось, Пикетти не рассматривает прирост капитала как необходимое условие прироста в производительности труда и уровня жизни. Он считает, что подобный прирост всего лишь углубляет экономическое неравенство и снижает уровень жизни наёмных работников, поэтому на него должно быть наложено ограничение. Он отмахивается от необходимости накопления капитала, когда он пишет о “структурном росте” и “росте производительности”, которые якобы не имеют отношения к такому накоплению.

 Он заявляет:

  "Вспомним, что Р (рост) означает норму долгосрочного структурного роста, являющегося суммой роста производительности и роста населения. По мнению Маркса, а также всех экономистов девятнадцатого и начала двадцатого века (до появления в 50-х работ Роберта Солоу), сама идея структурного роста, вызванного постоянным ростом производительности, чётко не осознавалась и не формулировалась. В те дни молчаливо принималась гипотеза, что рост производства, в особенности промышленной продукции, объясняется накоплением промышленного капитала. Иными словами, объёмы производства росли только потому, что на каждого работника приходилось больше станков и оборудования, а не потому что росла производительность (на данное количество труда и капитала), как таковая. Сегодня мы знаем, что долговременный структурный рост возможен только потому, что растёт производительность труда. Но во времена Маркса это не было известно из-за отсутствия исторической перспективы и достоверных данных."

  Пикетти, как и Солоу до него, обращает внимание только на один показатель предложения капитала – отношение денежной стоимости капитала к национальному доходу, которое Пикетти называет “отношение капитал/доход”. Если этот показатель не растёт, то, предполагается, что и накопления капитала не происходит. (Капитал, как величина, входящая в это соотношение, состоит из суммы всех денежных запасов всех предприятий и фирм, плюс покупная стоимость всех запасов и незаконченной продукции, плюс покупная стоимость заводов и оборудования, минус накопленная годовая амортизация. Национальный доход определяется как сумма всех прибылей, включая процент, и заработной платы, или, для краткости – прибыль плюс зарплаты).

  Они видят, что экономическое развитие, т.е. подушевой рост количества товаров и услуг, не зависит от дальнейшего роста этого соотношения. Рост может продолжаться и с неизменным отношением капитал/доход. Солоу приписывает это техническому прогрессу, отличному от накопления капитала. Пикетти приписывает это некому “росту производительности”, под которым, как я предполагаю, он опять-таки понимает технический прогресс. (Если же это не так, то его теория развития не имеет вообще никакого основания). Именно с этих позиций Пикетти, вслед за Солоу, отметает накопление капитала как причину экономического прогресса.

  Они оба не понимают, что прирост капитала может происходить и без увеличения отношения капитал/доход. Они оба не понимают, что сама величина этого отношения является важной для темпа подобного прироста, а накопление капитала – необходимое условие для воплощения технических новшеств.

  Ошибочно отвязав экономический рост от накопления капитала, Пикетти пошёл ещё дальше, вообразив возможность быстрого роста производительности при полном отсутствии использования капитала. Он пишет:

  "Как уже отмечалось, вполне возможно представить себе общество, в котором капиталу нет никакого применения (кроме как в качестве чистого хранилища ценности, с доходностью строго равной нулю), но в котором люди предпочитают владеть им в больших количествах, например, в ожидании какой-то будущей катастрофы, экстравагантных трат, или просто потому что они очень терпеливы и великодушны по отношению к будущим поколениям. Если, к тому же, производительность в этом обществе быстро растёт, из-за постоянного внедрения новых изобретений, или потому что страна быстро догоняет более технически развитые страны, то темп роста может определённо превышать ставку доходности капитала."

  В этом отрывке Пикетти обнаруживает свою веру в возможность быстрого роста производительности и усвоения передовых технологий других стран не только без задействования дополнительного капитала, но и без какого либо капитала вообще.

  Для Пикетти “каптал” – слово без содержания, пустой символ, пригодный к манипулированию. Он не видит, что в это понятие входят все запасы потребительских товаров, готовых к продаже, магазины и склады, эти товары содержащие, заводы, фабрики, шахты, и мнгое другое, необходимое для их производства. Он не понимает, что капитал стоит и за предложением благ, приобретаемых людьми, и за спросом на труд этих людей. Только из-за отсутствия серьёзных представлений о природе капитала ему мнится, что капитал может “не иметь применения”, а его прирост вреден.

  Продолжение

Reply

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December

SunMonTueWedThuFriSat
  1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29 30
 
31