Add MemoryShare This Entry
posted by [personal profile] farfenhugel at 12:50pm on 04/09/2014
Бывает так, что удачно сформулированная другим человеком мысль вводит в фокус ранее разрозненный собственный опыт. Статья “Царство силы” Ю. Кузнецова сильно продвинула меня в понимании собственных полемических неудач в спорах среди людей моего круга на общественные, политические и экономические темы. Раньше я исходил из идеи, что все присутствующие – “хорошие, умные люди”, и любые расхождения являются признаком несогласованности терминологии, непроработанности связей между понятиями – короче, техническими затруднениями, которые можно разрешить правильно выстроенным разговором (полемикой). Каждый раз, когда полемика сворачивала в глухую канаву, или превращалась в нечто абсолютно шизоидное (а происходило это регулярно), я расстраивался, списывал всё на низкую культуру спора и бежал читать пособие “How to argue”. Теперь я вижу, что безрезультатность была не следствием неспособности решить технические проблемы, а непониманием с моей стороны сути происходящего. То, что для меня было процессом утряски терминологии и вычищению логики, на самом деле являлось конфликтом этических систем.

Процесс спора являл собой не отладку, не debugging, а атаку на метафизические представления. Более того, ситуация многократно усложняется и ухудшается тем фактом, что вышеупомянутый конфликт происходит не между моей этической системой и таковой другой стороны. В подобном случае можно было бы достичь хоть какого-то результата, просто зафиксировав наличие фундаментальных различий. Конфликт целиком происходит внутри другой стороны, из-за наличия неразрешимых противоречий в её наборе норм.


Природа этого противоречия – в наличии у “хороших, умных людей” аж двух нормативных систем. Первая – это всякие “не убий”, “не укради”, “не обижай слабых” и “люби книгу, источник знаний”. Происхождение её легко объясняется – это выхолощенные остатки этической системы христианской цивилизации. Её устойчивость тоже понятна – результат более двух тысяч лет работы невозможно бесследно вычистить, как ни старайся. Она задаёт, так сказать, идеал личного “бытового” поведения, то, что делает “хороших, умных людей” хорошими и умными.

Как только дело доходит до сфер, чуть более широких, чем личное и бытовое, её действие внезапно заканчивается. Для вынесения суждений используется вторая нормативная система – та самая, что про сгустки силы и их борьбу. Её происхождение объяснить не так легко; можно назвать сразу несколько коллективистских доктрин, разрабатывающих подобные принципы. Её устойчивость объясняется мнимой “объективностью” и “реалистичностью”, импонирующих современному уму, высоко ставящему рациональность.

В концепции “сгустка силы” нет ничего рационального или реалистичного. Напротив, это мутнейший мистицизм, фактически утверждающий, что трое людей с расстройствами зрения, организовавших “Общество слепых”, зачинают промеж себя Дух Общества Слепых, который отныне имеет собственную сущность, разумность и целеполагание. Который может иметь цели, не просто отличные, а противоположенные целям любого из его членов. Который вступает в борьбу с духами других сообществ за ресурсы. Который рассматривает (о боже, “рассматривает”!) самих членов общества, как ресурсы.

Первая и вторая нормативная система несовместимы. Проблема в том, что “хорошие, умные люди” отказываются делать выбор. Природа этого отказа мне не ясна. Когда я нащупал это противоречие, я обрадовался, т.к. придал ему большую дидактическую ценность. Противоречие – пища для ума, повод для улучшения понимания и вообще – лучший двигатель беседы. Но прямое столкновение принципов из первой и второй систем, искусственно вызываемое мной в процессе спора, не запускало (ни разу!) соответствующий мыслительный процесс. Реакцией неизменно был отказ от рефлексии, формулировавшийся в двух возможных формах: а) ситуация искусственная, создана специально с полемической целью и поэтому (?) обсуждению не подлежит и б) никакого противоречия тут нет, на некотором глубинном уровне эти две системы сливаются, но объяснить как именно, сейчас уже нет возможности, потому что поздно, приходите в среду.

Соответственно, меня перестал удивлять человек, истово молившийся в уголке перед карманным складнем из-за того, что повысил голос в разговоре (есть у меня тут один экземпляр), а через десять минут в курилке заявляющий, что коллективизация была необходима, потому что “стране” была “нужна” индустриализация. Удивлять перестал, но не перестал огорчать. Некоторое время я беспокоил себя вопросами практической жизни подобных людей – что будет, если вдруг им придётся делать практический, а не полемический выбор между несовместимыми принципами? Да ещё внезапно? Ведь от такого поворота человек может сломаться? Теперь я себя этими вопросами не беспокою: события последнего года показывают – всё в порядке у них с практическим выбором, не сломаются. Всё вокруг сломают, а сами – не сломаются.

Результатом стало резкое сужение поля общения. Я не могу беседовать с людьми, которые всерьёз предлагают мне обсудить ситуацию, в которой предмет одновременно существует и не существует. Я ещё могу разговаривать с ними на бытовые и профессиональные темы, но не беседовать.

There are 12 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] bowhill.livejournal.com at 09:00am on 07/09/2014
Я бы предложил подумать о том, что это не две нормативные системы, а одна система стереотипов.

Она может содержать совершенно произвольный набор и не требует запусков мыслительных процессов.
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 09:30am on 07/09/2014
Ну, в общем, да. Набор стереотипов, а откуда понадёргано, и как оно между собой сочетается - до лампочки.
 
posted by [identity profile] stepanbezusov.livejournal.com at 11:25am on 08/09/2014
Скажите, но разве это не хрестоматийным пример того, что ответ на вопрос: "так кто прав, Кант или Гегель?" - оба правы?

Ведь первая часть критикуемого Вами эклектичного комплекса - кантианство, а вторая - гегельянства, разве нет?
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 07:21pm on 08/09/2014
Боюсь, что вот это "оба правы" и есть пример отказа от разрешения противоречия, причём вне зависимости от предполагаемого гегельянского или кантианского происхождения противоречащих посылок.
 
posted by [identity profile] stepanbezusov.livejournal.com at 06:39am on 09/09/2014
Отказ ли это?

Мне удобно думать, что это не отказ, а осознание неспособности, принявшее форму постулирования принципиальной невозможности.

Я, например, так и не решил для себя, кто же из них прав. Поэтому считаю, что оба правы.

А Вы, я так понимаю, судя по вводной, считаете, что прав Кант?
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 08:36am on 09/09/2014
Именно что отказ. Не имеет значения (в контексте данной заметки) происхождение нормы. Значение имеет действие, которое всегда подразумевает выбор одного и отказ от другого и соответствующие последствия. Норма будет определять, что именно будет выбрано в данной конкретной ситуации. Конфликт в нормах на момент выбора означает, что этот выбор будет случайным. Сегодня я не убил одного, потому что, например, категорический императив говорит мне "не убий", завтра я убил миллион человек, потому что, например, с миллион-плюс-первого количество перейдёт в качество и приведёт к более высокому самоосознанию Мирового Духа на новом витке исторического развития. Как именно я поступлю, определяется сторонними и случайными по отношению ко мне силами, хоть игральной костью. Таким образом, утверждаемая Вами "принципиальная невозможность" означала бы полную исключённость человеческой разумности в определённом классе выборов - выборов, касающихся взаимодействия с другими людьми. "Я на это пойтить не могу".
 
posted by [identity profile] stepanbezusov.livejournal.com at 09:27am on 09/09/2014
То есть Вы хотите сказать, что знаете принципиальный ответ на вопрос: если у Вас в руках заряженный пистолет и Вы видите, что в 30 метрах от Вас один человек занёс топор над головой другого человека, выстрелите ли Вы в человека с топором?
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 01:40pm on 09/09/2014
Ничего подобного я сказать не хочу.
 
posted by [identity profile] stepanbezusov.livejournal.com at 07:57pm on 09/09/2014
Но тогда у Вас, в предложенных обстоятельствах, будет такой же "Конфликт в нормах на момент выбора", как и у носителей критикуемых Вами представлений, разве нет?
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 09:07am on 10/09/2014
В предложенных обстоятельствах единственный возможный конфликт - не между несовместимыми нормами, а проблема классификации. Наличествующих признаков недостаточно для вынесения суждения о правоте или неправоте ни одного из этих двух, и, соответственно, для определения порядка собственных действий. Это ограбление? Самооборона? Драка двух бандитов из-за добычи? Да и дистанция в 30 м. весьма велика для точной стрельбы из пистолета, если задача, конечно, поразить конкретного человека, а не любого или обоих сразу. Конфликт, о котором я пишу, это не результат неопределённости набора частных признаков для каждой конкретной ситуации. Это результат использования противоречащих друг другу правил для оценки этих самых частных признаков.
 
posted by [identity profile] stepanbezusov.livejournal.com at 10:54am on 10/09/2014
Давайте придадим определенности этой ситуации, и мы увидим, что противоречат друг другу именно правила.

Допустим, тот, кого убивают, - двухлетний ребёнок.

Тогда (по Канту) Вы не должны стрелять в живого человека, а по Гегелю, должны выполнить свой общественный долг - спасти ребёнка.
 
posted by [identity profile] farfenhugel.livejournal.com at 03:23pm on 19/09/2014
Господи, ну при чём тут Кант и Гегель, пускай даже и противоречащие друг другу?

December

SunMonTueWedThuFriSat
  1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29 30
 
31